Газета “Слово”, №4, апрель 2007

Посмотреть газету в pdf: стр.1 04.1-2007; стр.2 04.2-2007; стр.3 04.3-2007, стр. 4 04.4-2007

 Читать оn-line:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

 Дорогие во Христе братья и сестры! В эти светлые, длящиеся до Вознесения Господня, прекрасные Пасхальные дни, сердечно приветствую вас!

Почему же Пасха Христова — это такая радость, переполняющая сердце человека и пьянящая, как молодое вино, и где ключ к этой радости?

Все мы, дорогие мои, как разумные и богоподобные существа, стремимся к жизни, и не только к жизни, но и достойному её течению. Мы отталкиваем отрицательное, вредное и устремляемся к полезному и положительному. Это закон природы, так устроил нас Творец. Внутри нас идёт постоянный процесс борьбы, где жизнь, а точнее, жизненность, борется противодействует процессам распада и смерти. А, как известно, грех и есть средоточие регресса, деградации и распада. Мы зачастую интуитивно, не по религиозным мотивам, отвергаем грех, отвергаем, потому что хотим жить! И я не ошибусь, если скажу, что вокруг процессов жизни и смерти и закручена спираль истории, да и бытия вообще.

Воплотившийся Господь через своё Воскресение даёт решающий перевес жизни, перевес настолько, что эта жизнь человека может стать вечной и нескончаемо счастливой. И ещё здесь, на Земле, преодоление смерти становится настолько очевидным, что многие христиане минувших времён и современности смотрят в глаза смерти с насмешкой, пото­му что реально, по жизни, встретили воскресшего Христа. Встретили его, читая Евангелие, через Церковь Христову в её Таинствах или посредством встречи с тем или иным человеком. И эта встреча стала для них переворотом: у кого-то — во мгновение ока, а у кого-то — со временем.

Христос, как мудрый педагог, научил их откидывать смертное, отламывать от себя ненужное, греховное и усваивать доброе, то, что от Господа. Эти люди, очистив себя от нечистоты, как плоти, так и духа, узрели и познали Тайну Воскресения и вечной жизни.

Радость Пасхи — это радость преображённого или преображающегося человека. Вот она, тайна пасхальной радости! Уходи от смерти, не давай в себе места для зла — и ты познаешь Тайну Воскресения. Только в опыте личного противостояния пороку, распаду и можно узреть и прочувствовать неизреченную радость Пасхальных дней.

Нам, немощным, Господь открывает эту радость через прекрасное, особенное пасхальное богослужение, через какую-то на генетическом уровне переданную информацию от православных прадедов. И наша задача — учиться усваивать, раскрывать для себя Воскресение Господа, пусть по зёрнышку, настолько, насколько сумеем. И я вижу, как многие эту задачу решают через смиренное и достойное несение тяжёлых жизненных крестов как в личном плане, так и на поприще работы или службы. Ведь только так, через призму Голгофы, во всех ярких красках открывается нам Пасха.

Вам, дорогие мои кандалакшане, мои самые добрые пожелания Божией помощи, бодрости духа, оптимизма и уверенности в делании добра!

Воистину воскресе Христос!

Искренне ваш

иеромонах Силуан,

настоятель

Предтеченской церкви

г. Кандалакши, благочинный

Кандалакшского округа.

  Наше Воскресение…

Христос Воскресе! Эти слова звучат 1974 года подряд, возвещая нам благую весть о Христовом Воскресении. К этому празднику мы дарим друг другу открытки, печем или покупаем пасхальные куличи, готовим сырные пасхи. Даже люди, которые не считают себя христианами, на Пасху обязательно стараются, чтобы у них дома были, по крайней мере, крашеные яйца и празднично накрытый стол. По вере? По традиции? По наитию? Попробуем разобраться.

Были на Руси времена, когда этот праздник был сутью жизни не только каждого верующего человека, но и всего народа в целом, потому что весь народ был един в вере Православной. Всем миром восторженно возвещали друг другу: «Христос Воскресе!». С верой и любовью славя Господа, отвечали: «Воистину Воскресе!» И так же, как верили всем миром, всем миром могли и постоять за Русь Святую Православную. Многочисленные враги, пришедшие к нам с мечом, от него и погибали — невозможно покорить народ, единый в вере и правде. Ведь не в силе Бог, а в Правде! — так, наверное, и для нас, сказал однажды великий русский святой князь Александр Невский.

Пришли потом другие времена — времена испытаний, когда саму веру православную пытались распять. Все то, что делало нас народом, по нашему малодушию в нас же выжигалось каленым железом до самого сердца. Да разве уничтожишь душу, в тайных уголках которой хранится вера? Наши бабушки бережно хранили её. Они терпели все: насмешки, осуждения, издевательства и небрежение к себе со стороны нас же и ради нас же самих. Продолжали ходить в храм Божий и воздавать свои молитвы к забытому и непонятому нами Богу. А когда православных храмов почти совсем не осталось, они молились дома, зажигая лампадки перед сохраненными иконами, вымаливая нам прощение.

Со временем мы стали забывать о своем месте в жизни, о Боге. И, пользуясь этой нашей забывчивостью, нам пытались и сейчас пытаются внушить, что Бога нет, и брать от жизни нужно все, строить «светлое будущее», позабыв о настоящем. Однако Православная вера жива! И жива она не в традиционных куличах, а в душе человеческой и воскресает в ней вновь и вновь. Недаром все больше прихожан посещают службы, а в праздничные дни в храме просто яблоку упасть негде! Жив и праздник, который суть её и содержание — Воскресение Христово! И снова этот день возвещает нам Благую весть: «Христос Воскресе!», а мы, каждый по-своему, можем прикоснуться к этому дню и попытаться осознать умом и почувствовать всем своим сердцем его смысл. Христово Воскресение может стать не только нашим праздником в привычном для нас понимании слова, но и самой целью всей жизни и её единственно правильным и глубоким смыслом.

От редакции «Страниц православной Кандалакши» поздравляем вас, дорогие читатели «Слова», и всех жителей города и района с великим праздником Христова Воскресения и желаем всем вам, чтобы этот день стал первым и главным днем на пути нашего воскресения, а значит, и нашего спасения! Мы верим, так было во все времена и так будет до скончания века! Пусть этот праздник принесет мир в ваши дома! Христос Воскресе!!!

Редакция «Страниц

православной Кандалакши

«Слово». Ответственный

за выпуск Страниц В. Маснев

Стр. 2

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

Благодатный Огонь

Вскоре после освящения храма Воскресения Господня в Иерусалиме в 395 г., воздвигнутом благочестивыми и равноапостольными Константином Великим и его матерью Еленой, один раз в году, на Пасху (ныне православную) в Гроб Господень Спасителя нашего Иисуса Христа стал сходить, по великой милости Божией, Благодатный огонь, своим трепетным светом вдохновляя и освящая верующих, свидетельствуя чудом своим о великой воле Божией, о великой благодати для следующих стезями Господними. В Великую Субботу, особым образом под присмотром инославных, Патриарх Иерусалимский, в сопровождении торжественной процессии, из алтаря православного храма Воскресения Господня направляется в Кувуклию — Гроб Господень.

По-разному сходил Благодатный огонь; то в виде огненного шара с неба спускался он на Гроб Господень; а то капельками небесной росы опускался на присутствующих, загораясь многочисленными огоньками на волосах, на одежде собравшихся, не обжигая их, но наполняя чувством святой любви Божией. Чаще, однако, роса небесная орошала Святая Святых — ложе Христа в Гробе Господнем — камень, на котором возлежало тело Иисуса Христа до Его Воскресения. Специально приготовленной инославными (католиками и армянами) ваткой, по молитве, Патриарх собирал на тщательно осмотренном Ложе капельки росы, которые начинали светиться неясным голубоватым светом, все набиравшими силу, разгоравшимися огнем Благодатным. От этого огня Патриарх зажигал свечи.

Благодатный огонь, набирая силу, разливается по всему храму, полыхающие свечи которого делают неразличимыми лица людей. Вокруг смеются, кричат, ликуют. У иных из глаз катятся безудержные слезы. Благодатный огонь, ещё не приобрел сразу своих земных свойств, им можно умываться не обжигаясь. А огонь кругом! Везде! Со всех сторон! В это же время, радость широким потоком из распахнутых дверей храма полилась на улицы Иерусалима, на Виа Долороза, по разным странам мира, по многим храмам разных стран, по монастырям, по кельям монашествующих, по благочестивым домам, чтобы многими миллионами маленьких Огоньков великой благодати Божией зажечься в лампадах верующих, Светом Любви Божьей наполняя сердца людей.

Воскресный День. 1995 г., №5. (печатается с сокращениями).

 БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ В КАНДАЛАКШЕ

В прошлом году Благодатный огонь впервые, по крайней мере, за современную историю, достиг Кандалакши. Протоиерей Сергии Платунов, тогда благочинный Кандалакшского округа, привез Благодатный огонь в специальном (закрытом от ветра) светильнике из Мурманска, куда он был доставлен из Москвы.

В наш суровый заполярный край прибыл этот чудотворный Божественный огонь, от которого была возжена лампада на престоле Свято-Вознесенского кафедрального собора города Мончегорска, от нее затеплены все остальные лампады и свечи на соборном архиерейском пасхальном служении Мурманской епархии. Владыко Симон благословил всех настоятелей храмов и прихожан перенести этот чудотворный огонь по всем церквям и храмам епархии, по всем жилищам благочестивых прихожан для их большего освящения и приобщения к великой пасхальной радости. Благословение Архиерея было быстро исполнено и Благодатный Огонь, как пасхальный Божий дар возгорелся сначала в лампадах Свято-Троицкой церкви города Полярные Зори, а потом, встреченный общиной, под колокольный звон, в напрестольной лампаде храма Рождества Иоанна Предтечи нашего города, откуда Он уже развозился с великой радостью и душевным трепетом по домам прихожан.

Дмитрий ЛОСКУТОВ.

 КАЛЕНДАРЬ — ДОСТОЯНИЕ НАШЕЙ КУЛЬТУРЫ

Долгие века был у нас православный народный женский праздник, добрый, светлый, связанный с самым главным событием в истории человека — Воскресением Христовым. Праздник женщины-христианки — Неделя Святых жен-мироносиц. Подлинный женский день. Его долго помнили и праздновали. На Балканах и в нашем веке в деревнях сохранился трогательный обычай, когда после богослужения на мироносицкую прихожанки отправлялись на кладбище, неся маленькие глиняные сосуды с освященным в храме маслом на могилы своих близких, тем самым освящая могилы. Сравните этот замечательный и святой обычай с нашим советским неоязыческим обыкновением посещать кладбище в день Пасхи — в день Светлого Христова Воскресения, когда не совершаются заупокойные службы! Да еще устраивать на могилах языческую тризну. Еще до перестройки было такое, когда на Пасху храмы оцепляли дружинники – молодых не пускали, к кладбищам уже устраивали дополнительные рейсы автобусов. Давайте задумаемся и перестанем следовать языческим обычаям и все вместе попытаемся восстановить наш православный День женщины-христианки. От каждого из нас зависит наше настоящее и будущее.

Ведь календарь – драгоценнейшее достояние нашей культуры. Через календарь культ воздействует на культуру, определяет нашу жизнь, жизнь нашей страны. От порядка богослужения, от богослужебных текстов — к народным обычаям, к воспитанию детей, к нравственному здоровью общества. И нам, несомненно, следует сохранять все, что осталось от нашего календаря, и постепенно восстанавливать то, что утрачено, украдено, извращено. Государство у нас, конечно, светское, но страна – православная. Наш православный народ должен стараться вспомнить и бережно сохранить традиции и достояние и не медлить в растерянности. Ведь, может быть по привычке в наследство или по злому умыслу продолжаем выдавать за Международный женский день – 8 марта. Вы задумывались когда-нибудь, что мы в этот день празднуем? С чем поздравляем наших жен, сестер, матерей? В англосаксонских странах празднуют День матери. Это постижимо. А у нас – кого? Может быть, — феминистки? Он так и был задуман рьяной большевичкой Кларой Цеткин и рьяной феминисткой актрисой Элизабет Хепберн, принят в 1910 году на конференции социалисток в Копенгагене.

А пока давайте поздравлять всех добрых православных русских женщин с Неделей святых жен-мироносиц. И праздновать. И радоваться.

Материал подготовил В. МАСНЕВ

 www.Archipelag.ru

 22 АПРЕЛЯ – НЕДЕЛЯ 3-Я ПО ПАСХЕ, СВЯТЫХ ЖЕН-МИРОНОСИЦ

ЖЕНЩИНЕ ХРИСТИАНКЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ

Когда на Страстной неделе мы слушаем рассказ о страданиях Христа, о Его распятии и смерти, нас неизменно поражает одна подробность этого рассказа – верными Спасителю остались немногие, главным образом женщины. Это те самые женщины, которые бесстрашно и мужественно следовали за Христом, помогали Ему в проповеди и в служении людям. Жены-мироносицы шли за Ним на Голгофу и не отходили от креста, не­смотря на злобу книжников и старейшин, воинов и кричащего народа. Это они были свидетельницами крестной смерти Спасителя и видели, как померкло солнце и сотрясалась земля, когда Христос умер на кресте. Это Мария Магдалина, из которой Господь изгнал семь бесов, исцелив ее душу и тело от тяжких страданий. Это дочери Иосифа-Обручника (от первого брака), названные в Евангелии сестрами Господними: Есфирь, Фамарь и Саломия – мать апостолов Иакова и Иоанна, братьев Заведеевых. Это сестры Лазаря Четверодневного, того самого, которого воскресил Господь. Это Иоанна, знатная и богатая женщина, жена Хузы – домоправителя царя Ирода. По преданию это она спрятала и захоронила голову Иоанна Крестителя. Это Сусанна, что означает «бе­лоснежная лилия». Это, упоминающиеся в Евангелии Мария Иосиева и Мария Клеопова. Это юная девушка Вероника, увидевшая в окно, как по улице вели на Голгофу изнемогающего под тяжестью креста Спасителя. У дома Вероники Сын Человеческий упал, потеряв последние силы, обливаясь потом и кровью, сочившейся из Его тела после пыток, полная сострадания девушка выбежала на улицу и с жалостью и лаской вытерла полотенцем лицо Спасителя. Потом на этом полотенце нерукотворно изобразился лик Христа в терновом венце.

Именно эти женщины, пришли еще затемно, несмотря на то, что им было не под силу сдвинуть громадный камень, закрывавший вход в пещеру, где был погребен Спаситель помазать тело Его миром – ароматной жидкостью, изготовленной из смол благородных деревьев, благоуханных масел и трав. Именно этим женщинам первым явился Господь, а потом уже Петру и другим ученикам. Еще ученики – апостолы’! – оставались в растерянности, но женщины уже спешили ко гробу Учителя. Раньше всех, раньше любого из мужчин в мире, узнали они о Воскресении.

В неделю жен-мироносиц Православная Церковь прославляет и чтит всех женщин-христианок, женщин, следующих за Христом, служащих Ему. Для современной России этот день особенно важен и значим, ведь именно женщины в годы атеистического советского правления, беспомощные, но преданные Христу, остались верны Богу. Безвестные монахини, жены и сестры духовенства, бесчисленные простые прихожанки погибали в лагерях и тюрьмах. Остававшиеся на свободе смиренно и кротко, незаметно совершали свое христианское служение: сопровождали священнослужителей в гонениях и ссылках, простаивали ночи напролет у тюремных дверей, чтобы сделать передачу, оберегали оставшиеся храмы, спасали святыни от грабежа и разорения. «Белые платочки», как с любовью называл их святитель Патриарх Тихон, непоколебимо стояли в храмах на богослужении в самые беспросветные годы, когда могло казаться, что православная жизнь, мир и благополучие уже никогда не вернутся. На них же лежало воспитание детей, потерявших отцов. Россия Православная выстояла благодаря нашим бесстрашным бабушкам, передавшим семена веры своим детям и внукам. Но ни одна слеза бесчисленных страдалиц не забыта у Бога. На этих слезах возрождается Русь.

И сейчас наши женщины продолжают нести свой крест во славу Божию: поют на клиросе, поддерживают порядок в храме, изготавливают облачение священников, украшают Дом Божий. Не менее важна домашняя молитва, к которой матери и бабушки приучают младенцев. Когда вера давала лишь одни неудобства, опасности, насмешки, пренебрежение и неприязнь, именно тогда русская женщина стала мироносицей, следу­ющей за Христом.

Велико и возвышенно служение женщины. Её самоотверженным подвигом рождаемся мы в мир, её наставлениями в детстве обретаем веру и упование на Бога, её молитвами сохраняемся в искушениях па жизненном пути. Рождение и воспитание детей, доброта и поддержка страждущих, милосердие и помощь ближним – вот особое призвание Божие, данное женщине.

Широкое, способное многое вместить сердце даровал Бог женщине. Но именно потому, что живёт она прежде всего сердцем, горе ей, если её сердце отвергается от любви к Богу и ближнему. У отрекшегося от Бога мужчины остаётся дар рассуждения, и на этом он может какое-то время продержаться. Женщина же без Бога, без любви становится… страшно сказать! Будем об этом помнить и постараемся не отрекаться от своего высокого призвания. Будем идти к Богу, как жены-мироносицы, со своими скромными сосудами деятельной любви. И Господь по милости Своей приведёт нас, немощных и грешных, в Царство Своё.

Именно от женщин ныне в значительной мере зависит судьба всего нашего Отечества, и исправление сегодняшнего состояния нашей Родины, и ее завтрашний день.

Дорогие женщины, многая, многая, многая и благая вам лета!

Подготовили Д. ЛОСКУТОВ. В. МАСНЕВ

В статье использованы материалы:

с сайта Пензенской епархии, подготовленные В. Николаевым;

с сайта Русский архипелаг (сетевой проект «Русского мира»)

 Владимира Махнача «Православный женский день».

Стр. 3

ПАСХАЛЬНАЯ РАДОСТЬ

 НАШИ ЦЕННОСТИ

Об обращении к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания

Современное общество неуклонно стремится стать как можно более образованным – это своеобразное требование времени.

Надо заметить, что по своей природе процесс образования непрерывный, от начала жизни человека до ее завершения, и происходит он в определенной культурно-исторической традиции. В России культурно-историческая традиция совершенно особая – богатейшая. На ней строили жизнь многие поколения наших соотечественников – это двухтысячелетняя православная культура.

Вернемся к дню сегодняшнему. Людей с высшим образованием всё больше; стремление к высшему образованию только увеличивается и у детей, и у их родителей. Но почему тогда умножается безобразие вокруг? Почему мы видим моральный кризис: «плохое и гнусное перестает быть таковым» — разве это не кризис нравственности? Будущее России зависит не только от политики и экономики, в большей степени – от нравственного состояния новых поколений. А это значит, что сегодня нельзя не заниматься этическим воспитанием – будь то семья, детский сад, школа. Взрослый человек должен противопоставить призывам вседозволенности убедительное слово, объясняющее детским душам, что порок всегда разрушителен, а верность незыблемым нравственным нормам приносит человеку истинное благо и подлинное счастье. Именно православная культура несет в себе незыблемые нормы.

Христианские ценности пронизывают всю российскую культуру и историю, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком – невозможно любить Россию, не зная того, что находится в генетической памяти народа. А в ней хранятся: и Крещение Руси, и Рождество, как проявление любви Бога к людям, и, конечно, Пасха – праздник праздников и торжество торжеств – надежда на вечную радостную жизнь души с Богом. Это то, что невозможно понять умом – только сердцем. Поэтому вся работа с детьми должна быть направлена на память сердечную.

«Россия слишком мало известна русским», — писал гений руcской поэзии А. С Пушкин. Эти слова были написаны почти 150 лет назад, но к нам, современным русским, относятся еще в большей степени. Печально наше незнание православной культуры, а значит, и подлинной отечественной истории. Печально, потому что страдает при этом национальное достоинство: и вот мы уже готовы принять многое западное и даже в вопросах воспитания детей. А. С. Пушкин в своем сочинении «Об истинном просвещении» пишет о том, что всуе (т.е. напрасными) будут эти труды. Россия никогда ничего не имела общего с остальной Европой. «Да и какая необходимость что-то перенимать, когда мы имеем свою культуру и традиции, которые исчисляются веками, что свидетельствует об их абсолютной ценности, и как бы ни пытались их искоренить, вновь они прорастают светлыми росточками, потому что содержат в себе правду жизни – стремление к добру. Это стремление невозможно насадить, оно может только само зародиться в душе и прорасти в свободном усилии человека.

Н. Н. СМИРНОВА, методист,

старший воспитатель

д/с № 13 г. Кандалакши.

 ЧУДО ПРАЗДНИКА

Как вы думаете, в чем заключается чудо одного из Православных праздников — Пасхи или Воскресения Господнего?

М. В. САВЧЕНКО, воспитатель-мама детской деревни SOS г. Кандалакши:

— Мне кажется, что каждый православный праздник – само по себе чудо. Оно помогает человеку хоть на мгновение измениться к лучшему, приобщиться к вечному. Могу привести небольшие примеры, которые наблюдала сама не раз.

В Храм на Пасху приходит много людей, в том числе и молодёжи. Особенно бросаются в глаза молодые люди, которые не всегда трезвы, не всегда сдержанны. Они по несколько человек подходят к подсвечникам,..  и здесь происходит то самое необъяснимое чудо.

Ставя свечи, ребята преображаются: взгляды становится сосредоточенными, каждый думает о своём. Забывается суета, человек в этот момент прикасается к единственно важному в жизни, и он это чувствует. Такое малое событие в жизни – посещение Храма в праздник для кого-то может стать чудесной соломинкой, которая через какое-то время, возможно, поможет прийти к вере и укрепиться в ней.

Есть ещё одна чудесная сторона православных праздников. Их всегда ждешь с какой-то детской радостью, к ним невозможно привыкнуть. Для сравнения взять, например, Новый год. В детстве он кажется волшебным, но чем старше становишься, тем волшебства остается всё меньше. Надоедают постоянные заботы: где встречать, с кем и так далее. Это всё просто приелось. В Храм на Пасху приходит мно­го людей, в том числе и молоде­жи. Особенно бросаются в глаза молодые люди, которые не всегда трезвы, не всегда сдержанны. Они по приелось. К православным праздникам привычка не может выработаться — это настоящее, вечное.

Я всем желаю встречать и проводить такие праздники с восторгом, радостью. В такие моменты душа испытывает трепет, и все кажется прекрасным, чудесным, и во всем усматривается Божий промысел. С праздником вас светлой Пасхи!

Беседовала Юлия ЖАРАВИНА

Ваша душа — христианка

Кажется, что время ускорило бег: день быстро сменяется ночью, а рабочая неделя пролетает так, что большинство из нас уже без удивления замечают, что за понедельником сразу наступает среда, а затем пятница. Так же быстро проходит и время Великого поста – время покаяния, очищения и обновления. Когда я только начинала ходить в храм, то для меня было не понятно, почему верующие именно с радостью ждут его наступления. Ведь что может быть приятного в том, что надо изменить привычный образ жизни? И дело тут не только в изменении качества и даже количества потребляемой пиши, а в добровольном отказе от привычных развлечений (к ним отнесем просмотр телевизора, частые посиделки с друзьями-подругами дома и вне его и т.п.). И не сразу, конечно, нет, но пришло понимание радости ожидания и соблюдения Великого поста. Во-первых, это возможность без суеты, честно и глубоко заглянуть внутрь себя, а увидев много скверного в себе, пойти в храм Божий и через частые Исповедь и Причастие получать прощение от Господа за неправедно содеянное, очищаться от скверны, получать радость от ощущения мира на душе и укрепляться Им Самим в нашем желании жить как можно меньше согрешая. Во-вторых, это время приготовления к принятию другой радости.

Для православных христиан нет более великого и радостного события в духовном плане, чем Воскресение Христово! Это краеугольный камень нашей Православной Веры ибо Апостол Павел учит: «если Xpистос не воскрес, то проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» (1 Кор. 15,14). Даже в череде праздников нашей Церкви Пасха Христова стоит отдельно, она – Праздник праздников! Когда в полночь Святой ночи начинают бить колокола свой пасхальный звон, и батюшка перед вратами храма провозглашает: «Христос Воскресе!», то приходит такая радость, такое ликование, что, кажется, от полноты чувств слёзы брызнут и сердце разорвется. Эта радость появляется внутри, вокруг, все люди купаются в ней! Она неописуема, она не от мира сего – она дар Христа Бога нашего!

По Своей безграничной Любви к человеку пришел Господь Иисус Христос на грешную землю, перенёс поношения и страдания, был распят на кресте, принес себя в жертву, и победив смерть, воскрес из мертвых. Воскресение Христово – это победа Христа над смертью Даже богооткровенный Ветхий 3aвет знает только воскрешение, но не воскресение. Восставали мертвецы силой Божества по молитве великих Праведников, но никто и никогда не восставал из мертвых своей силой, своим произволением; сама мысль о таком чуде была невместима для человеческого ума. А мы с вами видим это чудо во Христе Иисусе, нашем Спасителе. Видим и празднуем Его Воскресение и Его победу над смертью. Он своей Божественной силой дapyeт Воскресение и всем в Него верующим для жизни вечной. Всеобщее Воскресение теперь ждет всех. Об этом говорил один из святых отцов так: «Как уснувшие вечером пробуждаются утром с обновленной силой жизни, так уснувшие телесной смертью пробудятся в новую безсмертную жизнь в день всеобщего Воскресения!»

Победа Христа – наша Победа! Его Воскресение – наше Воскресение! Вот почему мы так радостно и торжественно празднуем Пасху Христову, не просто победу над смертью, но её полное умерщвление. Нет в нашей Православной Церкви службы более величественной, более проникновенной и радостной, чем Пасхальное богослужение! Батюшка и все присутствующие объединены одной радостью, одним счастьем, источник которых – Любовь. Люди подобны ангелам, непрерывно славящим Господа: лица их такие сияющие, глаза изливают такую доброту и ласку, что, кажется, небеса опустились на землю. Радость Пасхальной ночи всегда очень хочется сохранить подольше! Например, преподобный Серафим Саровский так был преисполнен радости святого Воскресения, что каждого встречал особым приветствием, говоря: «Радость моя, Христос Воскресе!»

Если будет у вас возможность прийти на праздничное богослужение — слава Богу! А не получится по каким-либо причинам – не печальтесь, Ваша душа-христианка всё равно возрадуется в тот Светлый день, потому что ликованием будет наполнено всё вокруг: небушко будет необыкновенно голубым, солнышко ласковым, пение птах заливистым, а люди, встречаясь, будут троекратно целовать друг друга и восклицать: «Христос Воскресе!», «Воистину Воскресе!»

Людмила ВИЛЬЧИНКОВА, завуч детской Воскресной школы при храме Рождества Иоанна Предтечи г. Кандалакши.

 Праздник Пасхи глазами детей

Евгения Неганова, 12 лет:

— Пасха Христова приносит мне неописуемую радость. Проснувшись в Пасхальное утро, я чувствую радость и ожидаю чего-то необыкновенного. Перед Пасхой мы с мамой красим и украшаем яйца, покупаем куличи. В Пасхальное утро мне дарят яйцо и небольшой подарок. В Храме когда батюшка говорит «Христос Воскресе!», а народ отвечает «Воистину Воскресе!», мне становится особенно хорошо и радостно. Пасха запоминается мне надолго!

Яков Мешальников, 9 лет:

— Пасха – для меня самый лучший праздник. Я люблю красить яйца и помогаю маме делать кулич. Ещё на Пасху все бьются яйцами, и интересно узнать, у кого самое крепкое! В храме батюшка кропит всех Святой водой и освещает яйца и куличи. Радостно и очень приятно, когда говорят друг другу: «Христос Воскресе!» Это самый главный праздник, потому что в этот день Воскрес Христос! И мне очень хочется, чтобы все люди в этот день были рады и счастливы!!!

Марк Митькин, 9 лет:

— Пасха – это торжество всех людей, освобождение от смерти. Я его очень жду. Мы учим стихи, готовим подарки. В этот день Иисус Христос освободил нас от смерти, пострадав за нас на Кресте, Воскрес. Мне очень нравится в этом празднике то, что после поста уже можно есть любую еду, на улице поют птицы, всё зеленеет.

Мария Гузовская, 14 лет:

— Это огромная радость. Самый радостный праздник. После долгого строгого Великого Поста Пасху можно сравнить с ярким солнечным лучиком посреди черного грозового неба. Конечно же, я очень жду этот великий день, потому что все очень радуются, христосуются и славят Бога. По русской Православной традиции мы красим яйца, печем куличи, а самое главное –готовимся к причащению Святых Христовых Тайн. А ещё учим песни, стихи, делаем открытки. Но особенно я люблю, когда священнослужители торжественно восклицают на Пасхальных службах: «Христос Воскресе!», а прихожане отвечают: «Воистину Воскресе!»

Раб Божий Кирилл:

— Почему я люблю ходить в церковь.

В субботу вечером и в воскресенье утром я хожу в церковь. Первым делом я прикладываюсь к кресту, потом – к праздничной иконе на центральном аналое.

Я люблю брать свечи в нашем свечном ящике. Не спеша и с молитвой ставлю свечи на красивые подсвечники перед иконами. Больше всего мне нравятся в храме иконы «Иерусалимская» Божией Матушки и святого Силуана Афонского.

Наш батюшка – отец Силуан торжественно служит. Очень красиво поёт хор. Мы с Олегом Ивановичем и Олегом Вячеславовичем помогаем батюшке Силуану во время службы. Я люблю исповедоваться и причащаться Господу Иисусу Христу. Хорошо и спокойно в храме!

Стр. 4

НАША ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

МОЛИТВА ГОСПОДНЯ

Отче наш, Иже еси на небесех? Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

Православная Церковь — мать всех христианских Церквей, потому что она была основана Господом нашим Иисусом Христом и Его апостолами.

Православная Церковь — матерь Церкви России. Её избрал для русских людей Киевский князь Владимир, который принял крещение в 988 году.

День рождения Церкви — день Пятидесятницы — наступил в пятидесятый День после воскресения Христова, когда в Иерусалиме Святой Дух сошёл на апостолов. В тот день уверовало и крестилось три тысячи человек. Тогда же просвещенные, укреплённые и умудрённые апостолы вышли в мир научить людей истинной вере во Христа — православной вере. И они учили и основывали Церкви от Западной Европы до Индии и от Северной Европы до Эфиопии. В течение тысячи лет была только одна Церковь, Православная Церковь, с пятью большими центрами христианской жизни, которые мы называем патриархатами: Иерусалим, Антиохия, Рим, Константинополь и Александрия. Все они содержали одну и ту же веру до 1051 года, когда Церковь Рима (ныне Римско-Католическая Церковь) отделилась от других Церквей, потому что Папа Римский хотел стать правителем всех христиан на Земле.

Позже, в 1622 году, часть Римско-Католической Церкви в Германии, которую возглавил католический священник по имени Мартин Лютер, отделились от неё, потому что Папа ввёл в Церкви неизвестные ранее верования и обычаи, возникла протестанская Церковь. Протестантские лидеры не имели между собой согласия, и каждый пошёл своим путём, делая противоположное тому, что сделал Папа: они отказались от многого из учения и обычаев истинной Церкви. Сегодня в мире насчитывается более 250 протестантских Церквей, которые хотя и принимают Христа, но объясняют учение Христа иначе чем объясняли Христово учение апостолы и отцы Церкви.

Остальные четыре Патриархата остались верными учению Христа до сего дня. За прошедшие века они образовали во всем мире много православных Церквей: Церковь России, Сербии, Румынии, Болгарии, Кипра, Греции, Чехословакии, Финляндии, Польши, Албании, которые, будучи едиными в вере, в управлении друг от друга не зависят. Мы называем их автокефальными и автономными Церквами. Они составляют единую, святую, соборную и апостольскую Церковь, которая берёт своё учение из Священного Писания Ветxого и Нового Заветов и Священного Преданья и верит в следующее.

Бог сотворил всё видимое и невидимое из небытия единственно Своим Словом в течение шести дней. Последними из Его творений явились мужчина и женщина (Адам и Ева), которых Бог сотворил по образу Своему (чтобы они были похожими на Него) и по подобию Своему (чтобы они действовали так же, как Он) для вечной благодатной и счастливой жизни при условии сохранения верности Богу. Послушав диавола, который обещал им, что они будут как боги, мужчина и женщина нарушили заповедь Бога, их Творца, и нииспали из состояния благодати в состояние греха. Грех принес им страх, стыд и виновность, боль и болезни, страдания и смерть. Но вместо чувства сожаления, покаяния и раскаяния в своем грехе и возвращения к Богу они отходили от Него всё дальше и дальше.

Однако Бог, Который любит всех нас, хороших и плохих, потому что Он Сам есть любовь и благость, не забыл человека и пытался снова соединить его с Собой. Поэтому Он посылал великих людей, учителей и пророков, сказать мужчинам и женщинам, что Он любит их и хочет, чтобы они возвратились к Нему.

Но мужчины и женщины не слушали их, и тогда Бог решил Сам пойти к человеку. Он благоволил Сыну Божию – Своему Слову, — Которым Он сотворил мир, — быть зачатым Святым Духом в утробе чистой, безгрешной и непорочной молодой девы Марии и родиться по человечеству в Палестинском городе Вифлееме. Он есть наш Господь и Спаситель Иисус Христос, вместе совершенный Бог и совершений человек. Когда Ему исполнилось 30 лет, Он крестился в реке Иордан от Иоанна Крестителя, но не потому, что Он нуждался в крещении, а для того, чтобы показать нам Своё великое смирение. Затем Он избрал 12 апостолов, чтобы они помогали Ему учить мужчин и женщин любви Божией. Три года Он провел с ними, уча, наставляя их и говоря им о том, что нужно де­лать после Его вознесения на небо. Один из двенадцати апостолов тайно сговорился со злыми людьми, которые завидовали Ему и боялись Его, и предал Его им. Они обвинили Его в богохульстве, потому что Он называл Себя Сыном Божиим. Вместе с захватившими в то время Палестину римлянами, которые нашли Его виновным в призыве к мятежу против римского кесаря, они приговорили Его к смерти на кресте. Через три дня, как и предсказывал, Он воскрес из мертвых и явился апостолам и другим ученикам одиннадцать раз в течение сорока дней после Своего воскресения. Затем Он вознесся на небо и возвратился к Своему Отцу, от Которого пришел. Через 10 дней после Своего вознесения Он послал Святого Духа, Духа истины, который исходит от Отца (не от Отца и Сына, как верят римо-католики) на Своих апостолов, как Он обещал им. И Святой Дух сошел на них и почил над головой каждого из них в виде языков пламени, когда в ожидании они собрались вместе в иерусалимской горнице.

Итак, мы видим, что истинный Бог, будучи единым по естеству, различается в трёх лицах: Бог Отец (Творец всего из ничего), Бог Сын (Бог-Слово, Которым Бог сотворил всё и Который стал человеком) и Бог Дух Святой (Которым Бог Отец посылает Свою Благодать, чтобы Своей божественной энергией поддержать, укрепить, утвердить, воссоздать и спасти мир). Эти три лица, составляющие единого истинного Бога, мы называем Святой Троицей.

Пути, которыми Святой Дух сообщает нам божественную благодать, мы называем таинствами. Их всего семь. Цель таинств состоит в том, чтобы помочь человеку спастись и возвратиться к Богу. Таинства — это средства борьбы со склонностью человека ко греху, с которой рождаются все люди после падения Адама и Евы из благодатного состояния в греховное. В Православной Церкви должны совершаться все семь таинств. Вот эти семь таинств.

ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ

Бог хочет, чтобы каждый человек очистился от греха Адама и Евы, собственных грехов и начал жить по-новому. Поэтому Иисус повелел Своим апостолам пойти ко всем людям Земли и крестить их во имя Отца и Сына и Святого Духа троекратным погружением их в воду (не окропляя их, как делают другие христиане) В крещении Святой Дух сходит на воду и сообщает ей силу омывать людей от всех их грехов.

ТАИНСТВО МИРОПОМАЗАНИЯ

Сразу после крещения мы восстаем свободными от греха, но беззащитными. Поэтому священник помазывает нас Святым миром, и Святой Дух облекает нас благодатью, в которой мы нуждаемся, чтобы, выйдя в мир, жить по вере, в которой были крещены. Эти два таинства, крещение и миропомазание, мы принимаем только один раз в земной жизни.

ТАИНСТВО СВЯТОЙ ЕВХАРИСТИИ

(Святое причастие, которое мы впервые получаем сразу после крещения). Накануне Своей крестной смерти Христос собрался со Своими апостолами на вечерю. Мы называем её Тайной вечерей. На этой вечере Он предложил им благословенный хлеб, говоря: «Примите, ядите, сие есть тело Мое, еже за Вы ломимое во оставление грехов». Затем Он взял чашу с вином, благословил её и дал ученикам, говоря: «Пейте от нея все, сие есть кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов». И Он заповедал им делать так в воспоминание о Нем. Он также сказал им: «Кто ест Мою плоть и пьёт Мою кровь, во Мне пребывает и Я в нём». Это есть духовная поддержка, в которой мы нуждаемся, чтобы расти в вере, и мы должны регулярно приступать к причащению со страхом Божиим, верой и любовью после духовного приготовления постом и молитвой и таинством покаяния.

ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ (ИСПОВЕДЬ)

Мы уже сказали, что в крещении мы омываемся от всех наших грехов. Однако как мы можем избавиться от грехов, которые совершаем после крещения? Мы делаем это с помощью таинства покаяния или исповеди. Всякий раз, когда мы совершаем плохие поступки, которые не должны совершать, и в нашей жизни присутствуют самонадеянность, жадность, объядение, блуд, прелюбодеяние, гомосексуальные отношения, ненависть, месть; или мы не делаем того, что обязаны делать: быть смиренными, умеренными, нравственными, относиться ко всем с любовью, прощением, состраданием и служить Богу, мы должны идти к нашему священнику — нашему духовному отцу на исповедь и рассказать ему всю правду о том, что мы сделали. И он помолится Богу, чтобы Господь простил нас, и попросит Его ниспослать Святого Своего Духа, чтобы Своею благодатью очистить нас от грехов при условии, если мы обещаем исправить наши недостатки и больше не повторять этих грехов. Мы должны приступать к этому таинству так часто, как чувствуем в нём потребность.

Эти четыре таинства — крещение, миропомазание, причащение и покаяние — абсолютно необходимы для нашего спасения.

ТАИНСТВО ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ

Освященный елей которым священник помазывает нас при совершении елеосвящения, предназначен для того, чтобы даровать нам исцеление от болезней, а также терпение, крепость, веру, надежду и любовь к Богу, чтобы выносить все страдания, что приведет нас к мирному и христианскому концу нашей земной жизни.

ТАИНСТВО БРАКА

В таинстве брака на мужчину и женщину, которые свободно решили вступать в брак, сходит божественная благодать, чтобы «двое стали одной плотью» и чтобы дать им возможность достичь целей брака, которыми являются: сохранение и размножение человеческого рода, христианское воспитание детей, содействие развитию взаимопомощи, обуздание страстей, распространение цивилизованного общества и Царства Божия на Земле, упражнение в добродетели и содействие достижению счастья.

ТАИНСТВО СВЯЩЕНСТВА (ХИРОТОНИЯ)

Оно совершается тогда, когда человек призывается стать священнослужителем (диаконом, пресвитером или епископом) и служить орудием Божиим в духовных нуждах своих ближних, мужчин и женщин, служением литургии и совершением таинств.

Для полноты жизни Церкви необходимы все таинства, но не над всеми членами Церкви совершаются таинства елеосвящение, брак и хиротония. Если же мы хотим, чтобы эти таинства были над нами совершены, то мы должны принимать эти таинства только в Православной Церкви.

ЗНАЧЕНИЕ СВЯТЫХ

Святые — это праведные люди, мужчины и женщины, чья жизнь была близка к Богу и которые служили своим ближним, мужчинам и женщинам, превыше своего долга. Многие из тех, которых мы называем «мучениками», даже отдали свои жизни за Христа. Единственное, что эти святые могут сделать для нас, это вознести вместе с нами молитвы к Богу о прощении и спасении нас. Мы называем это ходатайством святых. Величайшими ходатаями среди святых являются Пресвятая Дева Мария и св. Иоанн Креститель.

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

Поскольку Адам и Ева отпали от благодати Божией и потеряли возможность жить вечно, то единственный путь, которым мы можем возвратиться в состояние благодати — это смерть. При наступлении смерти наша душа отделяется от тела и проходит «Частный суд». То есть Бог даёт душе возможность видеть всю жизнь, которую она прожила в теле, и выносит справедливый суд, соответственно тому, чего она больше сделала на Земле: добрых или злых дел. Если добрых дел душа совершила больше, чем злых, то она пойдет в место радости, чтобы получить награду, которую мы называем небесной (раем), и ожидать всеобщего суда, когда Иисус Христос придёт второй раз, чтобы судить живых и мертвых. Если же душа совершила злых дел больше, чем добрых, и смерть наступила без покаяния и прощения грехов, то она пойдёт в место скорби и раскаяния, называемое адом, ожидать наказания, которое будет определено на последнем суде.

СПАСЕНИЕ

Все наши жизни на этой Земле — продолжительностью несколько ли дней или много лет — это единственная наша возможность жить по вере и творить добрые дела таким образом, чтобы после смерти возвратиться к тому блаженству и благости — состоянию благодати, от которой отпали Адам и Ева из-за своей самонадеянности и непослушания. Наша Православная Церковь — та Церковь, которая показывает нам правильный путь жизни, потому что она есть тело Христово, Церковь есть Царство Божие на Земле. Поэтому, если мы живём жизнью, близкой к нашей Православной Церкви, её учению и выполняем волю Господа нашего Иисуса Христа, то после смерти всё, что нам реально остается сделать — это перейти из Царствия Божия на Земле в Царство Божие на небе. Аминь.

Если вас интересует все то, о чем здесь сказано, и вы ищите ответы на вопросы о православной вере и нравственности, о Церкви, о смысле жизни, приходите в любой православный храм и обратитесь со своими вопросами к священнику. Вас здесь всегда ждут!

Текст протоиерея Евагораса Константинидеса,

Греческая Православная Архиепископия

Константинопольского Патриархата.

Подготовил В. Маснев


Ответить. Регистрации не требуется. Не забудьте пройти тест, что вы не бот. Проблемы? Обращайтесь к сайт-админу!

Ваш e-mail не будет опубликован.

Please prove you are not a bot.. * Time limit is exhausted. Please reload CAPTCHA.