Газета «Слово», № 1, январь 2007

slovo«Слово» — газета кандалакшского православного прихода. Выпускается с января 2007 г. как приложение к городской газете «Нива». Первый номер газеты подготовлен прихожанами в честь Рождества Иоанна Предтечи. Ниже вы можете прочесть первый номер «Слова» он-лайн и увидеть точную копию бумажного выпуска в pdf: стр. 1 (01.1, 2007); стр. 2 (01.2. 2007); стр. 3 (01.3, 2007); стр. 4 (01.4, 2007)

Стр. 1.

Слово № 1, Нива. (1788). 12 января 2007 года.

Дорогому читателю!

Валентин МАСНЕВ, ответственный за выпуск страниц «Слово»:

— Слова. Что значат они для нас? Мы слышим их отовсюду, но часто ли задумываемся о смысле услышанного и о том, что говорим сами? В них кем-то закладывается смысл. Упреки и зависть, ненависть и злоба, угрозы и разочарования. А, может быть, однажды, услышав их, мы обретаем Надежду и возрождаем в себе Любовь. Что источник тех слов, что душу вылечат и врага повергнут?

Святая Русь! Русь-Матушка! Россия! Так с любовью поколения россиян величали наше Отечество. Это сочетание слов не случайно. Наша Родина, имеющая тысячелетнюю историю, возникла как государство с крещением Великим Святым благоверным князем Владимиром в 988 году, и именно тогда началось единение славян и воссоединение в духе Веры. Наш любимый город Кандалакша, как олицетворение Божией Воли, где в 1526 году преподобным Феодоритом на правом берегу Нивы-реки была освещена церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи. И с этих дат уже верующие люди, вознося свои молитвы Господу, строили свою жизнь и наш город, Отечество. Наша Русь-Матушка действительно всегда была и всегда будет великой державой! Но, как и всегда это было, величие ее заключено только лишь в нас самих, в каждом из нас! Кто виновен в наших бедах и несчастьях? Почему мы забыли о главном и не хотим слышать дарованных нам слов, которые: Вера, Надежда, Любовь!

Православные страницы задуманы не для того, чтобы поучать вас, дорогие читатели, и призывать к принятию каких-либо истин, непрерывной критики всех и вся. Нет! На этих страницах вы сможете почерпнуть для себя то, о чем ранее не знали. Мы будем говорить с вами, слушать ваши вопросы и пытаться вместе отвечать на них. И мы вместе с вами попытаемся узнать, на чем стояла Русь. А на чем Она стоять будет, придется решать отдельно каждому из нас.

Остановимся. Поразмыслим. Кто мы? Куда идем? Чего ищем? Не все, не вся страна, коллектив, а каждый из нас.

Обратимся же к лучшему. К лучшему в нас. К лучшему в окружающих нас людях. И среди крови и зла, разобщенности и ненависти разглядим любовь и веру и вооружимся надеждой.

С Рождеством Христовым и Новым годом поздравляю вас! И да поможет нам Бог!

Дмитрий ЛОСКУТОВ, сотрудник ЦБС:

— О чем будут эти страницы? Они будут о Любви, потому что «любовь никогда не прекратится, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Kop, 13, 4-10). Потому, что у нас много газет: информационных, рекламных, бульварных… а о Любви мало. А это есть то самое главное, на чем утверждается «весь закон и пророки» (Мф, 22, 37-40). О главном следует говорить чаще, чтобы не забывать и не сбиваться с пути.

Любовь приходит к нам в разных формах, поэтому и темы на этих страницах будут подниматься разные: о нашей истории, о нашем Богохранимом Отечестве, которое не единожды искушалось разными испытаниями, но сохранило главное – свою Веру. Конечно же, мы будем обращаться к Евангелию и слушать проповеди священника, который поможет нам понять сказанные истины, будем обращаться к наследию святых отцов-мужей и жен, которые примером собственной жизни засвидетельствовали истинность православной веры. Но, думаю, это не все. В выпуске страниц обязательно должны участвовать конкретные люди: братья и сестры, друзья и знакомые, соседи и сослуживцы — лица узнаваемые, для того, чтобы увидеть у нас общие проблемы и сообща с ними бороться. Думаю, что «Слово» должно оперативно реагировать на волнующие общество проблемы, не подавать «жареные» факты, но компетентно рассматривать встающие на нашем пути вопросы, например: образования, воспитания. Газета — не поле политической битвы, потому что в Любви нет борьбы. Она «долготерпит, милосердствует, не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит…» (1 Kop, 13, 4-10).

В Рождество Христово и Святки хочется пожелать нашим страницам, чтобы они, как поется в тропаре Рождеству Христову, «возсияли мирови светом разума», стали еще одним помощником людям, живущим в нашем городе, что-то изменить в своей жизни в сторону Добра, Любви и Согласия. Поздравляю вас с праздниками Рождества Христова и Новым годом!

Семен КАУРОВ, и.о. главы МО г. Кандалакша с подведомственной территорией:

— Печатное слово всегда было той ниточкой, которая объединяет людей. Надеюсь, православные страницы Кандалакши «Слово» будут отвечать на те вопросы, которые ставит перед нами наше непростое время. И, получая ответы на них, люди почувствуют ту важную связь, которая может стать созидательной силой. Ваше предложение о подготовке «Слова» я поддерживаю, это является началом возрождения наших православных традиций.

В Кандалакше живут сильные люди, и сильны они всегда были прежде всего духом. В нашем городе большое количество людей, перешагнувших 80-летний рубеж, это наши ветераны, наши почетные граждане. В связи с новогодними и рождественскими праздниками через «Слово» хочу пожелать всем благополучия, семейного счастья, крепкого русского здоровья, чтобы в наступившем году всем нам было немного спокойнее.

Слава Богу, что мы с вами здесь живем и трудимся и дай вам Бог всем здоровья!

Виктор КОСТЮЧЕНКО, председатель районного совета депутатов МО г. Кандалакша с подведомственной территорией:

— Согласен с тем, что православная вера сыграла значимую роль в истории нашего Отечества. У нашей Родины, и у нашего города в частности, глубокие исторические корни, и они тесно связаны с православием.

Каким получится православное приложение «Слово», покажет время. Здесь много будет зависеть от тех людей, которые инициировали их выпуск, но в том, что результат должен быть обязательно положительным, не сомневаюсь. Обращение с просьбой согласовать выпуск этих страниц, представленное в Совет депутатов — соучредителю газеты «НИВА» — было поддержано на заседании большинством голосов. Я поддержал эту инициативу как депутат и как человек. Это было достаточно искреннее решение всех принимавших участие в голосовании. Депутаты понимают, что это полезное дело, это нужно нашим землякам — кандалакшанам.

Я бы очень хотел, чтобы выпуск «Слова» оказался действительно нужным всем нам, городу и, конечно же, это должно влиять на воспитание подрастающего поколения, молодежи и на улучшение ситуации в городе в целом.

Поздравляю всех вас с Новым годом и Рождеством!

Виталий СЕКРИЕРУ, секретарь Союза журналистов России:

— «Вначале было Слово…» Именно с этого словосочетания начинается Евангелие от Иоанна. Поэтому очень символично, что страницы православной Кандалакши названы святым первоначальным — «Словом». И это совсем не случайно, ибо с этих мест, с «Кандалокшскаго наволока», освященных еще в 1526 году преподобным Феодоритом, его радением и подвигом началось Просвещение нашего Кольского края.

Здесь, у Лукоморья студеного, прошли первые Феодоритовские чтения 30 августа 2006 г. Здесь, на Крестовой горе, вашими молитвами и усилиями освящен и воздвигнут Поклонный крест преподобному и обретен Крест, освященный им более 480 лет назад.

Наверное, именно эти, уже памятные сегодня дни, следует считать началом возрождения, обретения и становления истории Кандалакши. И последнее. Извечная мудрость гласит: всякая дорога начинается с первого шага, а ее, как известно, осилит идущий! Поэтому пути доброго нам и поветерья «Слову»! Обращаюсь о ниспослании благодати Божией всем нам к нашему Святителю — преподобному старцу Кольскому: Святый отче Феодорите, Моли Бога о нас!

Елена ПУШКАРЕВА, директор ЦБС г. Кандалакши:

— Все смешалось в нашей сегодняшней жизни: смещены и размыты нравственные ориентиры, ослаблены и разорваны семейные связи, переписывается история — распалась связь времен…Нет ничего прочного, ничего постоянного, ничего вечного. Все подвергается сомнению. Все мы как путники, заплутавшие во мгле…

Путеводной спасительной нитью может быть православие, православные традиции, которыми тысячелетие жили наши предки. Об этом нужно говорить. Это нужно знать.

Стр. 2

С Рождеством Христовым!

НАСТОЯТЕЛЬ ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА ВО ИМЯ РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ИЕРОМОНАХ СИЛУАН.

Дорогие братья и сестры! Сердечно вас, дорогие мои, поздравляю с продолжающимися Святками или Святыми днями! Святками называется период между великими праздниками Рождества Христова и Крещения Господня. В седой христианской древности эти события из жизни Христа-Спасителя отмечались в один день и составляли единый Праздник. С течением веков появилась практическая необходимость «растянуть» во времени этот день. Так появились наши зимние праздники — Рождество и Крещение, а промежуток между ними — Святки -является органичным праздничным продолжением и соединением великих и значительных дней.

Отрадно, что имеется возможность делиться с вами мыслями и добрыми чувствами со страниц районной газеты «НИВА» и ее православного приложения «Слово». Отрадно то, что органы местного самоуправления и общественность увидела необходимость в том, чтобы религиозные и историко-культурные ценности Православия становились достоянием общественности.

Почему Православие, а не иные исповедания? Согласен, что не каждый воспримет верно и спокойно эту страничку. Но будет достойнее всего примириться с тем, что Православие является неотъемлемой и созидательной составляющей исторической, культурной и, отчасти, политико-экономической жизни нашего государства на протяжении вот уже более тысячи лет.

Очень радует и то, что страничка «Слово» — это положительная инициатива православных кандалакшан, а не меня или кого-либо из священников. Прошло то время, когда всю тяжесть церковного служения несли на себе священнослужители. Господь даровал нам свободу делать добро и призывать этому других. Сейчас самое благоприятное время активно участвовать в церковной жиз-ни мирянам. Это может быть социальное служение страждущим, просветительская, педагогическая деятельность и многое-многое другое. Обществу временем предложены серьёзные вызовы и ответить на них однобоко, с помощью приказов и законов, будет, как мы уже убедились, недостаточно. Необходимо единение общества на основе особых принципов, проверенных веками. Это долгий и болезненный процесс, длящийся годами и десятилетиями. Но, как известно, длинная дорога начинается с первого шага. Вот таким шажком и является появление у нас этого приложения.

Редакторам приложения дай Бог сил и прилежания показывать красоту и жизненность Православия не профанно, горделиво и крикливо, а спокойно, серьёзно и основательно.

Сердечно благодарю всех, кто принял участие в осуществлении этого издания. Благодарю главного редактора Галину Владимировну Суроеву за доброе расположение и помощь.

Ещё раз, дорогие кандалакшане, поздравляю с Рождеством Христовым и Святыми днями! Дай Господь вам, вашим семьям и близким доброго здравия и благополучия!

Искренне ваш настоятель Предтеченской церкви г. Кандалакши иеромонах Силуан.

ИЕРОМОНАХ СИЛУАН (Николаев Вадим Анатольевич) родился в Мурманске. После окончания средней школы нёс послушание старшего иподиакона у правящего Архиерея епархии, после чего поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 2003 г. В том же году рукоположен в сан пресвитера и направлен в Князь-Владимирскую церковь г. Мурманска штатным священником. Указом Архиепископа Мурманского и Мончегорского Симона от 15 мая 2006 года иеромонах Силуан назначен настоятелем православной Предтеченской церкви Кандалакши.

АРХИЕПИСКОП МУРМАНСКИЙ и МОНЧЕГОРСКИЙ СИМОН возлюбленным о Господе пастырям, монашествующим и всем верным чадам Мурманской и Мончегорской Епархии Московского Патриархата

АРХИПАСТЫРСКОЕ РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Дорогие отцы, братья и сестры! Возлюбленная о Господе паства моя! Ныне от Девы Марии рождается Иисус Христос (Мф. 1, 16). Иисус! Это значит: Бог нас спасает, что, впрочем, было всегда, во все времена человеческой жизни. Но тут Он вдруг раскрывает Себя, делается для нас, людей, доступным, вверяет Себя Самого нам, грешным, становится человеком ради всеобщего и окончательного искупления наших грехов. Не плоть и кровь наши открывают нам эту тайну нашего спасения, а Сам Бог Отец, Сущий на небесах (Мф. 16, 17), Который отдаёт «Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). И нет другого имени под небом, данного людям, которым надлежало бы нам спасаться, кроме имени Господа нашего Иисуса Христа (Деян. 4, 10-12).

Всё, что ни делает любой человек под солнцем, он всегда ищет счастья. Ищет он его по-разному, полагая его то в одном, то в другом. Все мы видим и переживаем эти поиски, являясь и соучастниками, и свидетелями происходящего. По-настоящему правильно ищет счастья христианин, старающийся обрести его в Иисусе Христе. Ведь счастье — это не только чувство или состояние полного, высшего удовлетворения. Это, прежде всего, часть, доля благодати, происходящей от Бога, которой мы удостаиваемся, наша приобщённость, причастность к всеблагому Богу, которая достигается через Иисуса Христа. Есть у нас это — мы подлинно счастливы, нет — чувство или состояние удовлетворенности у нас неполное, непродолжительное, неполноценное, ущербное. Оно приходит и уходит и нам не принадлежит. Потому и радуется просвещённый светом божественной истины человек, когда освобождается он от пленений химеричными удовольствиями мира сего, не имеющими основания в Боге. Радуется такой человек и родившемуся Иисусу Христу, так как именно в Нём подлинное основание своего счастья он обретает. Ибо, воплотившись, Иисус Христос соединяется со всеми людьми, с каждым человеком. Сын Божий принимает человеческую природу, чтобы совершить наше спасение.

Есть среди нас, людей, такие, которые уверены в себе, что они праведны, и, бывает, доходят даже до того, что уничтожают других (Лк. 18, 9). Христос сказал: «Я пришёл призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк. 5, 32). Поскольку грех лежит на всех (Ин. 8, 33-36), то те, кто не видит для себя нужды в спасении, становятся слепы к себе самим. Во все времена, например, были острыми, а в последние — ещё больше обострились межрелигиозные споры по поводу истинности исповедания веры. Они происходят и в лоне Церкви. В «борьбе за истину Христову» порой человек человека оскорбляет, унижает, уничтожает. Спрашивается: это ли цель пришествия в наш разобщённый мир Божественного Младенца?

Вместе с нами на земле проживают разные народы. Посреди нас, в одном городе, посёлке или доме находятся люди, исповедующие другую веру или вовсе не исповедующие никакой. Но и для них ведь родился Христос. Как же наша христианская душа, наполненная горечью вражды, непримиримостью, оскорблённая гордостью, ложно принимаемой за ревность о Господе, способна будет вмещать благодать, радость и Самого Бога? Оглянемся на себя: разве всегда мы знали Бога и были истинными христианами?

Или мы досконально уверены, что по-настоящему знаем Его сейчас? Думается, что нередко никто так не препятствует иноверцам, инославным и атеистам приходить ко Христу, как мы сами.

К вселенскому единству во Христе призваны все люди, все без различия. Одни уже принадлежат к нему, другие только предназначены. Церковь Христова связана с теми, кто ещё не принял Евангелия, а только предназначен примкнуть к народу Божьему различными путями. Спасительный Божественный замысел объемлет и всех тех, кто признаёт Творца, но в поисках Спасителя находится ещё и в полутьме, и образах «неведомого Бога» (Деян. 17, 23). И даже тех объемлет он, кого рассеял грех и ввёл в заблуждение.

Мы хорошо помним слова: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6). Христос есть Истина! Родившийся на землю Христос, а не какая-то научно обоснованная умозрительная сущность. Христос есть опыт приобщённости к Живому Богу, к тому, что Он есть, к той Жизни, которую Он даёт, к тому Свету, которым Сам Он является. Человек же всего лишь как маленькая веточка, привитая к живоносному дереву, и в неё вливается жизнь живоносного дерева. И это единственный путь, которым истина по-настоящему передаётся. А вместе с истиной передаётся благодать, счастье.

Желаю, дорогие, всем вам полноты счастья, всем вам и всем на земле людям. Пожелаем того же друг другу. Пусть каждый человек примет у Господа свою благую часть, и не отнимется она у него (Лк. 10, 42).

Сердечно поздравляю всех вас с Рождеством Христовым! А Ты, Господи Иисусе, гряди! (Откр. 22, 20). Аминь.

Рождество Христово, 2007 год.

АРХИЕПИСКОП МУРМАНСКИЙ И

МОНЧЕГОРСКИЙ СИМОН.

АРХИЕПИСКОП МУРМАНСКИЙ И МОНЧЕГОРСКИЙ СИМОН (Гетя) С 1995 года является первым архипастырем нашей молодой епархии. В прошлом военный врач, в настоящем — архиерей, кандидат богословия, окончивший Московскую Духовную Академию. Он несет свое служение во всей его трудности и многообразии.

Разносторонний, образованный человек, интересы которого выходят за рамки лишь одной богословской науки, он находит подтверждение Православию в событиях мировой истории и культуры, которым находит возможность уделять время в своем напряженном графике жизни. Молитва в соединении со знанием и знание, соединенное с его практическим воплощением, — вот опора его веры, его тернистого, но счастливого пути.

Стр. 3

Открытие духа, наши Святыни и обретение себя.

Источники духовного возрождения Кандалакши.

Об открытии.

Открытие — это находка, клад, сокровище. Когда оно есть, все радуются этому, потому что это приносит радость и надежду. О каком же кладе идет речь? Что могут принести эти сокровища?

Что же такое Дух и причем здесь сокровище? Мы часто говорим о нас самих, что мы сильны духом, что мы мужественны, что воля наша несокрушимая и несгибаемая. Если это так, то почему мы так бессильны и слабы настолько, что не можем навести порядок в своей семье, маленькой квартире, доме, дворе, на работе, в школе, в городе и во всей стране. Мы скоро совсем ничего уже не сможем! В чем причина? Где же мы ошиблись? Ответ прост: Дух иссяк, его нет, «закопали в землю» и забыли то место. А тот, кто закопал, сам исчез и не сказал никому. Но Дух не­тленен. Он не может лежать и не подавать признаков жизни. Он сам приходит к тому, кто в нем нуждается. А еще он может предстать пред нами во всей своей красе так, как сейчас открывается нашему взору. Может быть, среди своих личных дел и суеты мы сможем разглядеть это, явленное нам?

В прошедшем году в нашем маленьком заполярном городке происходили события разные, и о некоторых из них хотелось бы вам рассказать на этой странице. Некоторые из этих событий являются привычными для всех верующих людей — это многие православные праздники, которые отмечаются из года в год. Это службы, которые в эти праздники священники совершают так, как это было с самых давних времен. Но есть и такие события, которые произошли впервые и совсем недавно.

Кандалакшский монастырь.

В 2003 году 8 июня на левом берегу реки Нива, на месте разрушенного монастыря, в алтарной части храма Рождества Пресвятой Богородицы был воздвигнут Поклонный крест. Здесь в 1589 году, накануне Петрова поста, был разрушен Кандалакшский монастырь и 450 иноков и мирян смерти предали. С тех пор совершаются поминальные службы на этом месте. И в этом году служба тоже была, ее совершал новый настоятель нашего храма иеромонах Силуан. Это была лития — поминальная служба о погибших, усопших православных христианах, мирянах и священниках. На литии присутствовали прихожане нашего храма и воспитанники воскресной школы. Поминание совершаются мирским чином в течение года, а 8 июня, в день разорения монастыря, и 21 сентября, в Престольный праздник храма Рождества Пресвятой Богородицы, совершаются службы, молебны, литии вместе со священником.

Православный храм.

7 июля 2006 года, как и всегда со времени основания нашего православного храма в честь Рождества Иоанна Предтечи, отмечался Престольный праздник, и совершается он в день его рождества. Обычно в сам праздник богослужение возглавляет правящий архиерей. И в этот раз владыка Симон совершал службу Божию в нашем храме, где присутствовали священники епархии, прихожане храма. Единственное отличие лишь в том, что в этом году впервые в богослужении принимал участие новый настоятель прихода иеромонах Силуан. Праздничное богослужение начина­лось, как обычно, вечером накануне праздника и уже утром 7 июля состоялась Божественная Литургия с крестным ходом. В конце богослужения правящий архиерей обратился к молящимся со словами поздравления и назидания. После службы, в продолжение праздника, была устроена трапеза, на которой присутствовали владыка Симон, священники, прихожане храма.

Феодоритовские чтения

Событие, о котором сейчас пойдет речь, уже нельзя поставить в разряд традиционных. История нашего Отечества имеет глубокие духовные корни, которые мы должны знать. И слава Богу! Не перевелись еще на нашей Святой земле подвижники, усилиями которых и стало возможно это открытие. Это люди, которые и решили возродить нашу историю. По мысли Его Высокопреосвященства архиепископа Симона, благославившего исследовательскую деятельность по изучению историографического наследия края, иеромонахом Митрофаном, настоятелем Успенского прихода с. Варзуги, были проведены такие исследования, в результате которых Комиссией по канонизации святых Мурманской епархии к лику святых был причислен Феодорит Кольский, подвижник Кольского севера, просветитель лопарей. В нашем городе встречными усилиями Елены Пушкаревой, Галины Худоевой, Владимира Зяблова, Дмитрия Лоскутова, Галины Минаковой также проводились попытки вернуть городу историю. 26 марта 2006 года эти усилия объединились. Впервые были проведены Феодоритовские чтения, цель которых вспомнить и достойно почтить Святого угодника Божия. Феодоритовские чтения начались 29 августа с божественной литургии, которую возглавил архиепископ Симон. За богослужением была освящена и передана иеромонахом Митрофаном в наш храм икона преподобного Феодорита, которая теперь является одной из почитаемых икон православного храма Кандалакши. 30 августа на Божественной Литургии память угодника Божия также была достойно почтена и с иконой Феодорита. После Божественной литургии в ГКЦ «Нива» прошли сами Феодоритовские чтения.

Значение чтений своими словами выразил иеромонах Митрофан: «Городу нужна своя история», это, как тот краеугольный камень, на котором строилась и должна строиться жизнь, с духовной стороны, духовная история, с которой начинается наша мирская жизнь. Смысл Феодоритовских чтений показать, что духовная история нашего города начинается не с 1938 года, официальной даты, установленной советским правительством, а гораздо раньше, с 1526 года, с момента освящения церкви Рождества Иоанна Предтечи Кандалакшской волости и крещения лопарей.

Поклонный крест.

Многие жители нашего города знают о том, что есть гора Крестовая. Но до недавних пор мало кто мог знать о причинах, по которым она так названа. Теперь это уже обретенная история, во всех ее замечательных красках. Главное предназначение креста — быть священным напоминанием того, как и какой ценой Христос открыл для нас возможность спасения своей души. В далеком 16 веке не мечом и кровью, а силой своей молитвы были обращены в веру Феодоритом поселенцы Кандалакшской волости и тогда же был воздвигнут здесь крест.

В июне 2004 года исследователями из Кандалакши, Дмитрием Лоскутовым, Игорем Далем и Константином Соболевым, на Крестовой была обнаружена крестообразная кочка, которая, по предположениям и, как уже доказано учеными Кольского научного центра Российской Академии Наук, наиболее вероятно, и является тем самым крестом Феодорита.

До крещения Феодоритом на горе Крестовой язычниками и идолопоклонниками осуществлялись принесения в жертву и поклонения языческим богам.

11 сентября 2006 года, в день усекновения главы Иоанна Предтечи, в память о преподобном Феодорите Кольском на горе был установлен Поклонный крест. Примечательно то, что в этот день на удивление всем участникам подъема креста на горе Крестовой, и именно над ней была удивительно хорошая погода. Не было ни ветерка, и залив вблизи от горы был похож на зеркало, без единой помарки. Хотя наконуне и на следующий день погода была ветренная и пасмурная. Даже небеса открыли свои объятия. Подъем начали с молитвы. Крест поднимали на гору всем миром. Военные, прихожане православного храма, представители власти, пресса и многие люди несли крест в гору, на его законное место, подхватив кто где смог, поддерживали его или просто шли рядом общим потоком. Крест поднимали по крутому склону горнолыжной трассы. На удивление подъем был недолгим. После установки его освятил благочинный Кандалакшского округа настоятель Свято-Троицкого храма г. Полярные Зори отец Сергий. Работы по организации установки креста взял на себя Дмитрий Лоскутов, но делали это многие, и сообща. Большое понимание и помощь оказал глава района А. В. Вихорев, который помог организовать взаимодействие с механическим заводом. Спасибо Олегу Ивановичу Костылеву за разработанный им механизм установки креста. Алексей Попов, инженер механического завода, прилагал свои усилия вместе с рабочими по проектировке и изготовлению креста. Владимир Коншин изготавливал болты для его крепления. Спасибо хочется сказать и Николаю Селезневу, который также оказал значимую помощь. Хочется отдельно поблагодарить представителей СМИ и телевидения «ТНТ — Кандалакши» и «ТВ — 21» Мурманска, которые с таким интересом и творческим вдохновением освещали это событие.

Сотрудничество.

В конце 2006 года состоялось подписание договора о сотрудничестве центральной библиотеки с приходом Православной Церкви. Теперь, в перспективе, люди смогут читать интересующую их духовную литературу в центральной библиотеке.

ИТОГ.

Важно, что страницы православной Кандалакши «Слово» выходят в праздник Рождества Христова и Святок. Это как знак добрых перемен в сердцах и душах кандалакшан, которые стремятся и жаждут духовного обновления. Те события, которые мы постарались до вас донести, являются словно подведением итогов за прошлый год и посильной оценкой того багажа, того ценного, что мы можем взять с собой в год наступивший. К радости или к разочарованию, но человеку всегда приходится что-то решать. Вот и сейчас нам тоже нужно решить для себя, что для нас сокровище и как обрести себя.

Накануне Рождества.

Дети из Воскресной школы наряжали в храме ёлочку — символ мира, счастья и радости о светлом Рождестве Христовом. Ее верхушку украшает звезда в память о Вифлиемской звезде, указавшей путь волхвам. И конечно же, каждый родитель снова положит дома под елочку подарки, как когда-то младенцу Христу волхвы.

В. Маснев

Стр. 4

Вопросы к батюшке.

Отвечает настоятель Православного храма иеромонах Силуан.

Как подготовиться к таинству Крещения?

Для взрослого человека необходимо ясное понимание для чего он вступает в Церковь. При неверном понимании сути Таинства оно не даёт ровным счётом никаких жизненных благодатных даров и является Таинством, принятым в осуждение. Следует помнить, что «Бог поругаем не бывает» и Таинства необходимо принимать благоговейно и достаточно осознанно. Необходимо, по возможности, знать наизусть Символ веры (краткое изложение догматов Церкви) или осознанно уметь его прочитать. Очень важно знать то, как и чем жить после Крещения.

Все это относится и к крёстным родителям малых детей. Вы принимаете на себя ответственность за христианское, церковное воспитание доверенных Вам детей. На Страшном суде Вы будете отвечать за неисполнение взятых на себя обязанностей. Поэтому подходите к вопросу о восприемничестве без легкомыслия.

Принимая Крещение или становясь крёстными «наобум», Вы в лучшем случае не получите от Таинства ничего, а в худшем сугубое осуждение у Господа. Будьте серьёзнее и основательнее в вопросах церковной жизни.

Что даёт «отпевание» человеку?

«Отпевание», или правильнее чин Погребения, является, по некоторым определениям, Таинством, при котором человек препровождается к вечной жизни общей молитвой верующих и получает, посредством разрешительной молитвы священника, последнее разрешение от всех грехов, запрещений и проклятий прожитой жизни. Опыт Церкви показывает важность и необходимость отпевания христианина.

Чем отличается день рождение от именин?

День рождения отмечает дату появления человека в этом мире, а именины — это день памяти того святого человека, в честь которого Вы названы. Поэтому день рождения и именины могут не совпадать. В старину родившегося ребёнка называли таким именем, которое было в святцах на дату рождения. Поэтому почти всегда совпадали именины и дни рождения. И сейчас, по сложившейся веками памяти, и мы часто путаем эти важные даты. Для православного христианина наиболее важным днём был и остаётся день Ангела или именины.

Крещение Господне.

Правда ли, что купание в проруби на Крещение очищает все грехи?

Это не так! Купание в проруби (иордани) — это старинный добрый народный обычай, который не является все же церковным таинством. Оставление грехов, примирение с Богом и Его Церковью возможно только в таинстве покаяния, во время исповеди в храме.

Зачем освящают воду?

Вода занимает важное место в нашей повседневной жизни. Однако она имеет и высшее значение: ей свойственна целебная сила, о чем неоднократно говорится в Священном Писании.

В Новозаветное время вода служит духовному возрождению человека в жизнь новую, благодатную, очищению от грехов. В разговоре с Никодимом Христос Спаситель говорит: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Сам Христос в начале Своего служения принял Крещение от пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. В песнопениях службы этому празднику говорится, что Господь «очищение водою роду человеческому дарует»; «Струи освятил еси Иорданския, державу сокрушил еси греховную, Христе Боже наш…».

Как пользоваться святой водой?

Применение святой воды в повседневной жизни православного христианина достаточно многоразлично. К примеру, ее употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры, особенно это относится к воде, освященной накануне и в самый день праздника Крещения Господня и кропят свое жилище.

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

Нельзя забывать, что освященная вода — это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения.

Святую воду принято употреблять с молитвой: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистые Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».

Хотя и желательно — из благоговения к святыне — принимать Богоявленскую воду натощак, но по особой нужде в помощи Божией — при недугах или нападениях злых сил — пить ее можно и нужно, не колеблясь, в любое время. При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.

Что означает христианское имя?

Имя есть у каждого человека. Многих из нас назвали в честь бабушек, дедушек, родственников, любимых и уважаемых родителями людей. В крещении имя дается в честь одного из святых — тех, кто своей жизнью, своими делами прославил Господа Иисуса Христа — и именно этот святой (или святая) становится нашим небесным покровителем. Он ведает нашу жизнь, знает о наших радостях и скорбях, оберегает нас на жизненном пути и неустанно молит о нас Бога.

Поэтому важно знать не только значение собственного имени, но и жизнь своего небесного покровителя и обращаться к нему за помощью и поддержкой в своих молитвах. Не случайно говорится: «по имени и житие».

Имена даются в церковно-славянской форме: Сергей крещается Сергием, Иван — Иоанном, Антон — Антонием, Дмитрий — Димитрием, Денис — Дионисием, Светлана — Фотинией, Жанна -Иоанной, Оксана — Ксенией, Полина — Пелагеей или Аполлинарией. Если имя, данное при рождении ребенку, отсутствует в православном месяцеслове, то выбирается наиболее близкое по звучанию. Давать при крещении несколько имен в православной Церкви, в отличие от католической, не принято. Также не нарекается имя Иисус — из благоговения перед Именем Спасителя. Имя Мария дается в честь одной из святых (Марии Египетской, Марии Магдалины), но не в честь Пресвятой Богородицы.

 

 

 

 

 

 


Ответить. Регистрации не требуется. Не забудьте пройти тест, что вы не бот. Проблемы? Обращайтесь к сайт-админу!

Ваш e-mail не будет опубликован.

Please prove you are not a bot.. * Time limit is exhausted. Please reload CAPTCHA.